Разъяснение по ФЗ №-270 от 2 августа 2019

Задать вопрос
1 марта 2020

2 августа 2019 внесено изменение в Федеральный закон 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (изменяющий закон - ФЗ №-270).

Внесенные изменения в сжатом виде изложены далее:

Установлен срок оснащения всех ТС техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в части установки средств видеонаблюдения:

Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 ФЗ-16, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности,

до 1 марта 2020 г.

При этом, c 20.03. 2020 г.:

Категорирование – отменяется. Остается внесение ТС в «реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности».

Оценка уязвимости – замещается на «проведение Субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объектов транспортной инфраструктуры и(или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.

План обеспечения транспортной безопасности замещается паспортом обеспечения безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящий момент типовые формы документов еще не установлены.

До 20.03.2020 оформление документов по транспортной безопасности осуществляются по прежней схеме:

Для транспортных средств категорий M2, М3, осуществляющих регулярные или заказные пассажирские перевозки и категории N, осуществляющих перевозку опасных грузов по спец. разрешениям требуется наличие:

Категорирования

Оценки уязвимости

Планов транспортной безопасности

Заинтересованные специалисты могут получить дополнительную информацию по указанным вопросам в организациях, аккредитованных Росавтодором (список аккредитованных организаций опубликован на сайте).

Контроль исполнения вышесказанных требований возложен на Росавтодор, Транспортные инспекция, Транспортная прокуратура, ФСБ в рамках внеплановых проверок транспортных предприятий.

С 20.03.2020 для перевозчика возможны 2 варианта получения паспорта обеспечения ТС (ПОБТС):

Первичный – для получающих ПОБТС впервые.

Вторичный (упрощенный) — для тех, кто уже прошел хотя бы одну из ранее положенных процедур (категорирование, оценку уязвимости, план транспортной безопасности)

В соответствии с новыми требованиями с марта 2020 года перевозчик обязан будет получить ПОБТС в течение 1 месяца с момента приобретения транспортного средства. То есть финансовая нагрузка на перевозчика не распределена во времени.

Размеры штрафов за отсутствие паспорта обеспечения безопасности транспортного средства планируется установить:

Водитель как физическое лицо: 3 000 – 5 000 руб.

Водитель как должностное лицо: 2 0000 – 30 000 руб.

Руководители ИП: 30 000 – 50 000 руб.

Юридическое лицо: 50 000 – 100 000 руб.

Одно из важных требований к оснащению транспортных средств, вызывающих затруднение у автоперевозчиков, является установка систем видеонаблюдения и фиксации событий.

Установка системы видеонаблюдения является одной из обязательных мер обеспечения транспортной безопасности. Ниже приведены отсылки на Нормативную базу, содержащую требования к видеонаблюдению на транспорте:

1) Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности» задает общие требования к реализации мер обеспечения транспортной безопасности для ОТИ и ТС, а именно:

определение угроз совершения актов незаконного вмешательства

проведение обследования ОТИ и ТС, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности» (или оценка уязвимости до 20.03.2020) – категорирование ОТИ и ТС (с 20.03.2020 отменяется)

содержит перечень всех требуемых элементов технических средств обеспечения транспортной безопасности, включая «Технические средства обеспечения транспортной безопасности (…видеонаблюдения…подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяется Правительством Российской Федерации».

2) Постановление Правительства РФ № 924 от 14.09.2016 г. «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…» обязывает Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих непосредственную эксплуатацию транспортных средств, осуществлять меры по обеспечению ТБ, такие как:

предоставление данных в ФДА Росавтодор о категорировании ТС (отменяется с 20.03.2020)

оценка уязвимости (до 20.03.2020*)

утверждение в Росавтодоре плана обеспечения ТБ на ТС в соответствии с результатами оценки уязвимости ( до 20.03.2020*)

*С 20.03.2020 оценка уязвимости и план обеспечения ТС заменяется единым документом «Паспорт обеспечения безопасности на транспортном средстве»

реализация мер обеспечения ТБ на ТС в соответствии с планом, а именно:

«Субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

оснащать ТС техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:

- видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине (отделении водителя) транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства

- передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных

- выявление проникновения нарушителя в зону транспортной безопасности транспортного средства или ее части и(или) на критические элементы транспортного средства…»

- «…обеспечивать передачу данных (на съемных носителях) с ТСОТБ ТС уполномоченным подразделениям органов ФСБ РФ, ОВД и Ространснадзора в соответствии с порядком передачи данных…»

3) Постановление Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» задает технические требования к ТСОТБ, включая «технические средства видеонаблюдения»:

Раздел V «Требования к функциональным свойствам технических средств видеонаблюдения» (пп.21-31) – требования к видеокамерам

Раздел VII «Требования к функциональным свойствам технических систем и средств видеозаписи» (пп. 41-43) – требования к видеорегистраторам:

Разрешение не хуже 1200*1000 (1080р - FHD)

Срок хранения собранной информации не менее 30 суток (для всех категорий)

Ответственность Перевозчика за невыполнение законодательства:

Административная ответственность (статья 11.15.1 КоАП РФ) – штраф до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток

Уголовная ответственность (статья 263.1 Уголовного кодекса РФ) – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет

Выдержка с сайта ФДА Росавтодор:

Вопрос: Что относится к транспортным средствам автомобильного транспорта?

Ответ: В соответствии с подпунктом а) пункта 11 статьи 1 Федерального закона к транспортным средствам автомобильного транспорта, относятся:

транспортные средства, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и багажа по заказу;

транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение…» (Источник)

Разъяснения Минтранса по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС Министерство транспорта РФ опубликовало разъяснения положений федеральных законов по вопросу обеспечения транспортной безопасности. Они касаются всех субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций, которые ответственны за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС).

В августе 2019 года в ФЗ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» были внесены изменения ФЗ № 270-ФЗ от 02.08.2019 года. Из 16-ФЗ исключено проведение следующих процедур: категорирования ТС, оценки уязвимости ТС, разработки планов обеспечения транспортной безопасности ТС. При этом, на основании п. 6 ст. 1 ФЗ № 270-ФЗ от 02.08.2019 года субъекты транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ, не подлежащего категорированию, и ТС обязаны разработать и согласовать: Паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ, Паспорт обеспечения транспортной безопасности ТС. Сроки разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС – 1 месяц с момента вступления в силу новых требований, которыми определена обязанность по обеспечению транспортной безопасности на объекте. Разрабатываются и утверждаются документы субъектом транспортной инфраструктуры для тех ОТИ и ТС, которые не подлежали категорированию по ч.1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ. Другими словами, для ОТИ не подлежащих категорированию и ТС в обязательном порядке нужно разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности с момента вступления изменений в силу, с 30 января 2020 года. Кроме того, также с 30.01.2020 года вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ № 257-ФЗ, согласно которым автомобили, перевозящие опасные грузы, могут получить соответствующее разрешение на движение по автомобильным дорогам только в том случае, если будет получено уведомление о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС. Ранее, до вступления в силу изменений ФЗ № 257-ФЗ действовало правило, согласно которому разрешение на движение по автомобильным дорогам ТС, осуществляющего перевозки опасных грузов выдавалось, если было уведомление о включении автомобиля в Реестр категорированных ОТИ и ТС с присвоением им соответствующей категории. Кроме того, должно было быть уведомление о том, что перевозчик груза соответствует требованиям безопасности субъекта транспортной инфраструктуры. На практике сложилась ситуация, что Минтрансом РФ еще не разработаны подзаконные акты и не утверждена форма паспорта обеспечения безопасности ОТИ и ТС в целях реализации новых изменений, связанных с установлением требований по обеспечению безопасности на транспорте. Поэтому до появления новых требований, всем субъектам транспортной инфраструктуры нужно руководствоваться положениями постановления Правительства РФ № 924 от 14.09.2016, которым утверждены требования по обеспечению безопасности на транспорте. Для получения специального разрешения на транспортировку опасных грузов автотранспортом перевозчики должны представить: уведомление о включении автомобиля, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории, утвержденный План обеспечения транспортной безопасности ТС. Срок внесения в Правительство РФ нового подзаконного акта, устанавливающего требования к обеспечению безопасности на транспорте перенесен на июнь 2020 года.

 

Источник РосБезопасность: https://rossafety.ru/vopros-otvet/razyasneniya-mintransa-po-270-fz/