Безопасность ж/д транспорта и метро: комментарии отраслевых ведомств

Задать вопрос
11 февраля 2021

Ответы экспертов Министерства транспорта Российской Федерации

Когда стоит ожидать выход новых нормативных правовых актов:
– об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления), взамен утратившего силу с 1 января 2021 г. ранее утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря. 2008 г. № 940;
– порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, взамен утратившего силу с 1 января 2021 г. ранее утвержденного приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62;
– перечень объектов транспортной инфраструктуры не подлежащих
категорированию в значениях Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) с изменениями от 2 августа 2019 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», взамен ранее утвержденного приказом Минтранса России от 23 июля 2014 г. № 196;
– порядок доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и передачи таких данных подразделениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

И изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы:
– проведения оценки уязвимости;
– приказ Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;
– разработки планов обеспечения транспортной безопасности - приказ Минтранса России от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Взамен утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

Приказ Минтранса России от 7 сентября 2020 г. № 358 «О Порядке установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры» находится на государственной регистрации в Минюсте России (далее - Приказ Минтранса России № 358).

Приказ Минтранса России от 28 августа 2020 г. № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» зарегистрирован Минюстом России 20 января 2021 г., регистрационный № 62150.

Приказ Минтранса России от 14 сентября 2020 г. № 330 «Об утверждении Порядка доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств и передачи таких данных подразделениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти» находится на государственной регистрации в Минюсте России. Издание указанного приказа Минтранса России планируется в I квартале 2021 г.

Взамен приказа Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» разработан и 31 декабря 2020 г. направлен на государственную регистрацию в Минюст России приказ Минтранса России от 7 сентября 2020 г. № 359 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации». Издание указанного приказа Минтранса России планируется в I квартале 2021 г.

Взамен приказа Минтранса России от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» разработан и 2 декабря 2020 г. направлен на государственную регистрацию в Минюст России приказ Минтранса России от 31 августа 2020 г. № 341 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации». Издание указанного приказа Минтранса России планируется в 1 квартале 2021 г.

Когда планируется утверждение перечня грузов повышенной опасности на железнодорожном транспорте и нужно ли будет после его утверждения проводить категорирование объектов транспортной инфраструктуры с исключением участков путей необщего пользования, на которых не производится работа с грузами, вошедшими в данный перечень? Ранее были категорированы все участки протяженностью 82 000 м., а не места погрузки, разгрузки, хранения.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня видов грузов повышенной опасности» разработан и в настоящее время проходит согласительные процедуры в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». Издание указанного постановления Правительства Российской Федерации планируется в I полугодии 2021 г.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов...» участки железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности являются объектами транспортной инфраструктуры.

С учетом изложенного, в случае если на участках железнодорожных путей необщего пользования не осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, то указанные участки не являются объектами транспортной инфраструктуры в значениях Федерального закона № 16-ФЗ и не подлежат обязательному категорированию.

Считается ли нарушением требований части 7 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ отсутствие в составе комплекса технических средств досмотра на объектах транспортной инфраструктуры, технических средств обнаружения и распознавания опасных химических и биологических агентов, и если да, какие меры применяются к субъекту транспортной инфраструктуры в случае выявления такого нарушения?

Считается ли нарушением требований части 8 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ отсутствие у технического средства обнаружения и распознавания опасных химических и биологических агентов, используемого в составе комплекса технических средств досмотра на объектах транспортной инфраструктуры, сертификата об обязательной сертификации транспортных средств обеспечения транспортной безопасности, и если да, какие меры применяются к субъекту транспортной инфраструктуры в случае выявления такого нарушения?

В соответствии с частью 7 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены  запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности определяется субъектом транспортной инфраструктуры самостоятельно согласно соответствующему плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры с учетом положений нормативных правовых актов в области транспортной безопасности.

Частью 8 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ определено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

В случае нарушения субъектом транспортной инфраструктуры требований в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе в части оснащения объектов транспортной инфраструктуры не сертифицированными в установленном порядке техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в отношении него может быть применена статья 11.15.1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
№ 195-ФЗ.




Ответы экспертов Федерального агентства железнодорожного транспорта

В соответствии с пп. 23 пункта 5 Постановления Правительства российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1641 (далее ПП РФ № 1641) на объекте метрополитена должны быть отдельные помещения или участки помещений для временного хранения добровольно сданных или обнаруженных в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (для временного хранения взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ - при наличии технических и конструктивных возможностей). В случае выявления опасных химических и биологических агентов обязан ли СТИ разместить их для временного хранения?

В случае выявления опасных химических и биологических агентов субъект транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) обязан разместить их для временного хранения.
Для этого, согласно пп.23.2 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов) утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1641 (далее - Требований), СТИ обязан:
23) выделить в соответствии с утвержденным планом объекта метрополитена отдельные помещения или участки помещений на объектах метрополитена и оборудовать их в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:
для временного хранения добровольно сданных или обнаруженных в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (для временного хранения взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ - при наличии технических и конструктивных возможностей).

Согласно п. 28.2 ПП РФ № 1641 СТИ обязан установить конфигурации и границы сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности, на которой проводятся досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр. Соответственно зона досмотра находится в ССД. В п. 30 ПП РФ № 1641 говорится о необходимости оснащения КПП на границах ЗТБ. Где следует организовать оснащенные зоны досмотра?

УТБ Росжелдора считает, что в соответствии с пп.28.2 пункта 5 Требований СТИ обязан:
28)установить в целях обеспечения транспортной безопасности на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта метрополитена:
конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, на которых в отношении допускаемых физических лиц, транспортных средств и (или) перемещаемых грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - объект досмотра) проводятся досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление у физических лиц (транспортных средств) правовых оснований для допуска не требуется (далее - сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности).

Предусматривается ли оценка риска при проведении оценки уязвимости АНВ для объектов метрополитена с тем, чтобы планы ОТБ объектов могли показывать снижение этого риска при использовании тех или иных технических средств?

УТБ Росжелдора не до конца понимает о какой «...оценке риска при проведении оценки уязвимости АНВ...» может идти речь.
Напоминаем, что:
согласно п.2 приказа Минтранса России от 12.04.2010 №87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее - Приказа №87) оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно п. 3.1.3. Приказа №87 в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:
Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя).

Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.
В результате изучения, согласно п.3.1.4. Приказа №87 определяются рекомендации СТИ в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.

В соответствии с требованиями ПП РФ №1633 будут ли присваиваться новые реестровые номера категорированным ОТИ? Необходимо ли проводить оценку уязвимости или дополнительную оценку уязвимости? 

Изменение или присвоение новых реестровых номеров категорированным объектам транспортной инфраструктуры нормативными правовыми актами не предусмотрены.
По вопросу необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта вправе прояснить ситуацию.

Когда планируется утверждение перечня грузов повышенной опасности на железнодорожном транспорте и нужно ли будет после его утверждения проводить категорирование ОТИ с исключением участков путей необщего пользования, на которых не производятся работа с грузами, вошедшими в данный перечень? Ранее были категорированы все участки протяженностью 82 000 м, а не места погрузки, разгрузки, хранения. 

В соответствии с подпунктом 7.3 пункта 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) перечень грузов повышенной опасности устанавливается Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, при установлении Правительством Российской Федерации перечня грузов повышенной опасности субъектам транспортной инфраструктуры необходимо обратиться в компетентный орган для проведения категорирования путей необщего пользования, на которых производятся работы с грузами повышенной опасности или для исключения путей необщего пользования, на которых не производятся работы с грузами повышенной опасности, из реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Распространяются ли требования ПП РФ №1653 на тепловоз, осуществляющий подачу (уборку) вагонов с опасными грузами на путях необщего пользования и в границах их зон Транспортной безопасности?

В отношении железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозку грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о транспортной безопасности, следует руководствоваться пунктом 2 требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта».

Как можно обосновать мероприятия по транспортной безопасности (защите от несанкционированного доступа) для постов электрической централизации с помещением релейной, размещаемых на перегоне железнодорожного пути вне границ ОТИ? Аналогичные посты ЭЦ в границах ОТИ как правило относятся к технологическим секторам, а помещения релейных к критическим элементам и требуют защиты. Аналогичные объекты на перегоне остаются незащищенными в соответствии с ПП РФ №1633.

Все посты электрической централизации расположены в границах железнодорожных станций, на которых определена зона транспортной безопасности и сектора. Релейные, расположенные на перегонах объектами транспортной инфраструктуры не являются, мероприятия по транспортной безопасности на таких объектах не предусмотрены нормативными правовыми актами.

Требуется ли в проектах строительства и реконструкции ОТИ железнодорожного транспорта предусматривать инфраструктуру групп быстрого реагирования и какими нормативными документами регламентирована их деятельность, в т.ч. количество людей, границы обслуживания одной группой и др.?

Защита строящегося объекта должна соответствовать требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2418. Указанный нормативный акт не обязывает застройщика применять группы быстрого реагирования в качестве мероприятий по обеспечению безопасности на этапе строительства. Вместе с тем, группы быстрого реагирования являются эффективным инструментом обеспечения защиты объектов строительства и могут быть задействованы по решению застройщика.

Будут ли утверждаться Планы ОТБ, разработанные по требованиям ПП РФ №1633, если оценка (дополнительная оценка) была проведена по требованиям ПП РФ №495?

Руководствуясь положениями нормативных актов в области обеспечения транспортной безопасности в их системной взаимосвязи, Росжелдор находит возможным принимать и рассматривать планы обеспечения транспортной безопасности), разработанные на основании результатов оценок уязвимости (дополнительных оценок уязвимости), которые были подготовлены и утверждены в период действия постановлений Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495, при условии, что названные документы разработаны на их основе и учитывают положения, содержащиеся в требованиях по обеспечению транспортной безопасности в редакциях 2020 и 2017 годов.

ПП РФ №1653 п. 6 п.п.2 лица, ответственные за ОТБ на ТС (аттестованные по кат. № 2) определены для поездов дальнего следования. У пригородного перевозчика таких лиц нет?

В соответствии с пп. 2 п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 лицо (лица), ответственное за обеспечение транспортной безопасности группы транспортных средств, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), назначается не только для перевозки пассажиров в дальнем следовании, но и групп транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

ПП РФ №1653 п. 6 п.п.4 - разработка Паспорта ОТБ ТС. Транспортное средство может принадлежать одному юридическому лицу, а использоваться другим (другими) юридическим лицом. Например, поезд принадлежит Куйбышевской ДМВ ОАО «РЖД», в аренде у БашППК, в субаренде на определенном участке полигона у СамППК. Право собственности (на ином законном основании) на это ТС изменяется несколько раз за сутки. Кто в этом случае ответственный за составление паспорта ТС и реализацию его требований?

Ответственный за разработку паспорта ОТБ ТС в согласно пп.4 п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 определяется договором между собственником транспортного средства и арендатором, иными словами между субъектом транспортной инфраструктуры и перевозчиком.

ПП РФ №1653 п. 10 п.п.1. Средства оповещения и связи для пригородного транспорта должны быть установлены в дополнение к имеющимся в электропоездах или отдельные для СОТБ перевозчика? Какие требования к данному оборудованию и каким НПА руководствоваться?

Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 26 сентября 2016 г. № 969. Согласно п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном сообщении, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны:
1) оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности:
средства видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); средства видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средства оповещения и связи;
средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Что должно быть указано в паспорте ОТБ ТС если изменяется не только номер поезда, но и его составность, так как конкретное ТС не закрепляется только за одним пассажирским маршрутом?

Паспорт обеспечения транспортной безопасности разрабатывается на каждое транспортное средство, при соблюдении определенных условий допускается возможность разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности на группу транспортных средств.




Ответы экспертов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Считается ли нарушением требований части 7 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ отсутствие в составе комплекса технических средств досмотра на объектах транспортной инфраструктуры, технических средств обнаружения и распознавания опасных химических и биологических агентов, и если да, какие меры применяются к субъекту транспортной инфраструктуры в случае выявления такого нарушения?

Считается ли нарушением требований части 8 статьи 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ отсутствие у технического средства обнаружения и распознавания опасных химических и биологических агентов, используемого в составе комплекса технических средств досмотра на объектах транспортной инфраструктуры, сертификата об обязательной сертификации транспортных средств обеспечения транспортной безопасности, и если да, какие меры применяются к субъекту транспортной инфраструктуры в случае выявления такого нарушения?

Неиспользование на объектах транспортной инфраструктуры при проведении досмотра технических средств, обеспечивающих обнаружение опасных химических и биологических агентов, является нарушением требований части 7 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности).

Отсутствие у указанных технических средств обязательной сертификации является нарушением требований части 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности.

В связи с отсутствием в настоящее время утвержденных Правительством Российской Федерации требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, предназначенных для обнаружения опасных химических и биологических агентов, меры административного воздействия за указанные нарушения Ространснадзором не применяются.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.